главная arrow мемориал arrow Анна arrow Современные информационные войны: жертв становится все больше

home | домой

RussianEnglish

ЕСПЧ принял к рассмотрению час...
Решение по делу Беслана
Жалобы заложников и их родственников поступили в ЕСПЧ в апре...
14/04/17 11:08 дальше...
автор РОО "Норд-Ост"

ЕСПЧ принял к рассмотрению час...
Решение ЕСПЧ по Беслану
Ожидается, что Решение ЕСПЧ по Беслану будет оглашено 13-го ...
07/04/17 19:10 дальше...
автор РОО "НОРД-ОСТ"

03.04.2017. Санкт-Петербург
С глубокой грустью мы восприняли новость о том, что в резуль...
06/04/17 12:05 дальше...
автор ФРАНЦИЯ ЕВРОПА БЕСЛАН

Современные информационные войны: жертв становится все больше
Написал Михаил Мельников   
12.01.2007

iamik.ru

Крестовый поход против шпионов, инициативников и их прикрытий в лице «многочисленных международных фондов и организаций, связанных с Россией», а также — против ряда СМИ, объявил 19 декабря директор ФСБ и глава Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Патрушев.

На встрече с руководителями ведущих российских масс-медиа он сообщил, что в 2006 году по отношению к РФ была зафиксирована деятельность 40 иностранных спецслужб. Об этом и других событиях — в Ежемесячном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

I. Главные события

1. 2006 год стал самым смертоносным для журналистов после окончания Второй мировой войны. По данным базирующейся в Женеве неправительственной организации Presse Embleme Campagne (РЕС), по сравнению с предыдущим годом число погибших журналистов выросло на 38% и составило 94 человека.
Вдвое — с 24 до 48 — увеличилось это число в Ираке. Всего с момента начала вторжения в эту страну сил коалиции весной 2003 года там при исполнении служебных обязанностей погибли 103 журналиста — больше, чем в любом другом конфликте после 1945 года.
На втором месте оказалась Мексика (восемь смертей). Следующие три места разделили Шри-Ланка, Филиппины и Россия. В каждой из них за год были убиты четыре журналиста.
Напомним, что РЕС объединяет 28 профессиональных журналистских ассоциаций, насчитывающих более 50 тысяч членов.

2. 2006-й год стал для россиян годом громких убийств, неуставных отношений в армии и погромов. Об этом свидетельствует опрос, проведенный ВЦИОМ.
Респондентам предложили выбрать из списка политических событий от одного до пяти наиболее важных. На первом месте оказалось дело рядового Андрея Сычева, пострадавшего от дедовщины (46%). Чуть меньше — 40% — отметили уничтожение террориста Шамиля Басаева. 27% посчитали самым важным громкие убийства — первого зампредседателя Центробанка Андрея Козлова, журналистки Анны Политковской и бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко. Другие внутриполитические события граждан практически не интересуют. Власть добилась того, что народ ее не замечает, констатируют социологи, опрошенные изданием «Ведомости».
Согласно опросу, реформу избирательной системы (ликвидация графы «против всех», отмена минимальной явки) сочли достойной упоминания 15% опрошенных, выборы в законодательные органы российских регионов, создание партии «Справедливая Россия» и съезд «Единой России» — по 11%. Дискуссию о суверенной демократии, которую вот уже несколько месяцев ведут видные фигуры российской политики, заметили всего 5%.
Главный политический вопрос — о власти — граждан интересует: борьбу вокруг фигуры преемника президента назвали важной 24%. Примерно по 20% отметили межнациональные волнения в Кондопоге и оправдание судом водителя Олега Щербинского, обвиненного в смерти алтайского губернатора Михаила Евдокимова.
ВЦИОМ также попросил граждан самих назвать тройку важнейших событий года. Здесь с огромным отрывом победил кандидат «затрудняюсь ответить», набравший 56%. На втором месте антигрузинская кампания (8%), третье поделили уже известное дело Сычева и громкие убийства, а также рост цен и реализация приоритетных национальных проектов (по 5%).
Негативные события запоминаются лучше, потому что нарушают стабильность, а хорошие воспринимаются как должное, поясняет руководитель отдела социально-политического анализа ВЦИОМ Леонтий Бызов. Драматические события и в прошлые годы занимали верхние строчки, напоминает эксперт «Левада-центра» Леонид Седов. По его мнению, результаты опроса ВЦИОМ показывают: публичной политики в стране нет, она перешла на теневой уровень. Люди смотрят на политику как на развлечение, она мало интересует народ, что характерно для стабильных обществ, добавляет Леонтий Бызов. По его словам, власть сама виновата в безразличии общества и если в 90-е было ощущение, что политика влияет на жизнь людей, сегодня о том, что происходит в правительстве, Думе и партиях, уже никто не знает.

3. Российская журналистка Анна Политковская, убитая в Москве, названа «героем, отстаивавшим свободу прессы в мире». Присуждающий это звание Международный институт прессы подчеркнул, что этот акт — дань признания храбрости Анны Политковской, а также других журналистов, работающих в России, где с 2000 года были убиты свыше 20 сотрудников СМИ.

4. Президент России Владимир Путин заявил, что его «особенно тревожит» легкая доступность в Интернете и в книжных магазинах материалов, пропагандирующих экстремизм, сообщает РИА Новости, информируя свою аудиторию о встрече главы государства с лидерами политических партий России.
Владимир Путин отметил, что наказание за экстремистскую деятельность должно быть неотвратимым и соразмерным тяжести содеянного, отметив, что в законе о противодействии экстремизму существуют правовые проблемы. По его словам, противодействие экстремизму является первоочередной задачей не только государства, но и структур гражданского общества и политических партий. «Наши усилия нельзя считать эффективными», — отметил Владимир Путин.
Президент считает, что необходимо вести просветительскую работу, разъяснения опасность экстремистской деятельности как для государства в целом, так и для человека в отдельности. Владимир Путин подчеркнул, что с такой задачей могут справиться только политические партии, которые «имеют свои структуры по всей стране и находятся в постоянном диалоге с людьми».
Действующее избирательное законодательство, по словам президента, содержит правовые барьеры, пресекающие участие в выборах экстремистских объединений. Он поблагодарил депутатов Госдумы за принятые законодательные акты, отметив, что считает их своевременными и правильными.
По словам главы государства, в период выборов идет «вполне естественная борьба за голоса избирателей», которая «может перерасти в экстремизм». «Поэтому ответственность партий за сохранение общественной стабильности в период выборов возрастает многократно», — подчеркнул Путин.

5. В Москве 5 декабря состоялась межрегиональная конференция «СМИ и антитеррор», организованная общественной организацией «МедиаСоюз» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Тема мероприятия, на котором журналисты обсудили свою роль в минимизации рисков и предупреждении террористических актов, вызвала интерес со стороны представителей целого ряда организаций, так или иначе занимающихся вопросами терроризма.
Главный редактор Информационного агентства «Амител» Светлана Шаповалова, считает, что важность подобных мероприятий состоит в обмене мнениями с руководством пресс-службы ГУВД России, Центра психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, «Национального криминального и антитеррористического фонда», «Ассоциации военной прессы», Организации Договора о коллективной безопасности и других. Такой обмен мнениями позволяет лучше понимать существующие проблемы. С этим согласились многие участники конференции.
Председатель комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев заявил, что именно совместное обсуждение проблем терроризма позволило законодателям принять ряд законов (в том числе, и о противодействии терроризму), которые, во многом, способствовали тому, что динамика терактов за последние годы сократилась на четверть. «Это признак того, что мы нашли правильный подход к этой проблеме, и здесь сложно переоценить роль журналистов», — подчеркнул он.
Директор «Национального антикриминального и антитеррористического фонда» профессор Олег Нечипоренко полагает, что именно Интернет является самым мощным оружием в террористическом пространстве. Именно туда террористы запускают дезинформацию: имитируют проведение различных акций, а также изучают поведение общества и анализируют собственные ошибки. Все это — с единственной целью — «доведение общества до невротического состояния». Он даже сравнил Глобальную сеть с безразмерным информационным холодильником, из которого можно достать и разогреть в микроволновке любое блюдо: даже «токсикогенную информацию» — таким определением профессор обозначает известия, наносящие психологический ущерб обществу.
Журналистам на конференции не только отдавали должное, но и высказывали критику в отношении их работы при освещении событий, связанных с терактами.
Довольно красноречивую картину привел президент «Ассоциации военной прессы» Геннадий Дзюба. Он с сожалением констатировал, что если посмотреть военную хронику, то узнать на ней российских и зарубежных журналистов, не составит труда. Для наших особый шик — сняться в окопе без бронежилета, в то время, как представители зарубежных СМИ экипированы «от и до», и проходят серьезную подготовку перед поездкой в горячую точку, в том числе, и психологическую.
«Наш журналист едет за картинкой и информацией, а подготовку к работе в экстремальных условиях ему никто не обеспечивает. Нет учебных пособий по экстремальной журналистике, а самое печальное — нет желания руководителей СМИ этими вопросами заниматься», — считает Геннадий Дзюба.
Впрочем, не все претензии журналисты приняли. По словам руководителя студии «Spotlight» телеканала «Russia Today» Александра Гурнова, не все так однозначно. Во-первых, в редакциях существуют очень подробная инструкция о работе журналиста в экстремальных ситуациях, разработанная коллегами из ВВС, в которой можно найти даже то, как брать интервью у ребенка.
Весомый довод привел и Геннадий Дзюба: «Силовики говорят, что журналисты ведут себя неадекватно, срывают спецоперации, что приводит к гибели людей, но и сами военные допускают ошибки по причине низкой квалификации, и проблем от этого не меньше», — подчеркнул он.
«Терроризм должен ассоциироваться с образом абсолютного зла, которому нет, и не может быть никаких оправданий, а СМИ должны стать тем передаточным звеном, которое будет объективно информировать общество», — заявил заместитель генерального секретаря Организации Договора о коллективной безопасности Тактасын Бузубаев.
Участников конференции познакомили с результатами исследования, проведенного недавно назад Группой ИМА в разных регионах России. Как оказывается, проблемы терроризма у россиян — на втором месте в рейтинге. «Это говорит о том, что террористы делают свое дело, — население подготовлено к таким проблемам. Тревожит то, что довольно большой процент опрошенных полагает, что власть использует терроризм в своих целях, а силовые структуры не способны эффективно бороться с нависшей угрозой…», — сообщила участникам конференции представитель Группы ИМА Анжелика Жукова.

6. 17 декабря в Москве состоялся митинг памяти убитых журналистов. Его организаторы провели еще и шествие, несмотря на то, что ранее его запретили столичные власти. Всего в акции приняли участие около 400 человек. Инициаторами мероприятия выступили журналисты нескольких московских изданий.
Участники митинга зачитали список журналистов, погибших в России при исполнении служебных обязанностей за 15 лет. Всего в списке значится 201 фамилия. Как сообщили организаторы мероприятия, «цель акции — почтить память погибших коллег и напомнить обществу, что насилие в отношении людей, единственным орудием которых является слово, позорно и недопустимо».

II. Задержания и аресты журналистов

1. Редактора Информационного агентства «Псковское бюро новостей» (ПАИ) Ирину Тихонову задержали в Пскове на основании заявления, полученного от администрации Псковской области. Об этом корреспонденту ПАИ сообщила руководитель пресс-службе УВД Пскова Ирина Тимофеева. По ее словам, формально в действиях Ирины Тихоновой содержатся признаки, предусмотренные статьёй 130 частью 2 УК РФ (оскорбление, выраженное в публичной форме, в публичной демонстрации произведения или в СМИ). Руководитель пресс-службы отметила, что по закону в отделение милиции на 3 часа может быть доставлен любой человек, подозреваемый в совершении преступления.
Напомним, что 9 декабря группу распространителей бюллетеня информационного агентства «Псковское бюро новостей» во главе с учредителем агентства Ириной Тихоновой посадили в милицейские автомашины и препроводили в центральный отдел милиции. На первой полосе бюллетеня был материал, в котором говорилось о том, что губернатор Псковской области Михаил Кузнецов не выполнил своих предвыборных обещаний.
По словам Ирины Тихоновой, несмотря на предъявленные документы (паспорт, свидетельство о регистрации бюллетеня), сотрудники милиции заставили журналистов в дежурной части «ждать неизвестно чего» 4 часа. Никто из милиционеров так и не представился, а на просьбы объяснить причины задержания, отвечали в «очень резкой и грубой форме», что если захотят, «и 48 часов продержат».

2. 27 декабря в Свердловской области органами милиции был задержан правозащитник, журналист газеты «Территория народной власти», лауреат международной премии «Символ свободы» Василий Мельниченко.
Журналист был вызван в Камышловское районное управление внутренних дел в качестве свидетеля. Ему предъявили обвинение по ст. 159 ч. 4 (мошенничество в особо крупном размере), связанное с хозяйственным спором 8-летней давности и нападением криминальных структур по переселенческий поселок «Рассвет».
Как считают местные правозащитники, задержание проведено с грубыми процессуальными нарушениями.
Правозащитники связывают обвинение журналиста с его активными выступлениями в прессе против рейдерства и коррупции, в первую очередь, его выступлением на заседании Общественной палате Российской Федерации.
В тот же день журналист был отпущен на свободу.

3. Собственный корреспондент агентства «Фото ИТАР-ТАСС» Евгений Епанчицев был задержан 26 декабря утром возле Читинского следственного изолятора. Фоторепортер прибыл к зданию СИЗО по заданию редакции для того, чтобы сделать снимки таблички с адресом учреждения, где могут находиться направленные в Читу Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. Журналист, хотел также, по возможности, сфотографировать адвокатов этих осужденных у здания изолятора.
Однако, когда он сделал часть фотографий, к нему подошли два офицера Управления исполнения наказаний (УИН) и потребовали проследовать в дежурную часть. Там журналиста попросили дать объяснения цели его работы и порекомендовали уничтожить сделанные фото. После часовой беседы фоторепортера отпустили, передает ИТАР-ТАСС.
Как рассказал сам Евгений Епанчинцев, он подчинился требованиям сотрудников УИН, хотя расценивает все происшедшее «как нарушение прав журналиста». Работа велась им на обычной городской улице, на территорию режимного объекта он не проникал.
Напомним, накануне сообщалось, что Ходорковский и Лебедев переведены в следственный изолятор Читы, а их адвокаты ждут предъявления новых обвинений.

III. Нападение на журналистов и редакции

1. Петербургская прокуратура закончила проверку по факту инцидента с фотокорреспондентом агентства «Интерпресс» Евгением Асмоловым во время «Русского марша».
Напомним, 4 ноября Евгений Асмолов был задержан милицией за попытку сфотографировать драку на Невском проспекте. Тогда антифашисты подрались с националистами, а милиция пыталась схватить наиболее активных участников драки. Вместе с участниками побоища журналиста затащили в милицейский автобус, предварительно избив дубинками. Впоследствии ему был поставлен диагноз: сотрясение мозга, ушибы поясничной области, рваные раны головы.
Начальник ГУВД Петербурга заявил вскоре, что личность милиционера, нанесшего эти ранения, установлена. Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко также выразила сочувствие репортеру. Журналисты предъявили в прокуратуру свои фотоснимки, на которых зафиксирован момент нанесения побоев Евгению Асмолову и четко видно — кто бьет журналиста.
Тем не менее, 4 декабря районная прокуратура заявила, что не нашла состава преступления в действиях милиции. Было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления.
Редакция агентства «Интерпресс» обратилась к прокурору города с требованием дать оценку противоправным действиям сотрудников милиции, а также попустительству руководства ГУВД, не способного контролировать деятельность своих подчиненных.

2. Пресненская межрайонная прокуратура Москвы отказала в возбуждении уголовного дела по факту незаконных действий в отношении журналистов во время разгона гей-парада в Москве. «Меня эта новость не удивила и не шокировала, — отметил в эфире радиостанции „Эхо Москвы“ один из пострадавших журналистов — корреспондент телекомпании RTVi Роман Супер. — Я не привык строить никаких иллюзий в этой стране».
«Я не могу припомнить ни одного случая, когда решение принимают в пользу журналистов, — добавил он. — Журналистов бьют по головам, водят на Лубянку на допросы, цензурируют и убивают — это стало нормой и мой случай не самый страшный».
Напомним, что 27 мая в ходе разгона гей-парада в центре Москвы сотрудниками ОМОНа были задержаны журналист телекомпании RTVi Роман Супер, корреспонденты журнала «Русский Newsweek» Айдар Бурибаев и электронного издания «Газета.Ру Андрей Стенин. Роман Супер был избит лицами, протестовавшими против проведения гей-парада.

3. 16 декабря группа агрессивно настроенных лиц, называвших себя сторонниками депутата Волгоградской областной Думы Романа Гребенникова, напала на съемочную группу городского телевидения (МТВ). В результате нападения была сломана телекамера. Оператор и журналист муниципальной телекомпании подверглись оскорблениям, против них применялась физическая сила.
Нападение на съемочную группу МТВ произошло у входа в администрацию Тракторозаводского района Волгограда, где в это время исполняющий обязанности мэра Роланд Херианов проводил прием граждан по личным вопросам. Он отметил, что политики, рвущиеся к власти, сегодня пытаются столкнуть городскую администрацию и депутатов городской Думы, создать политическую оппозицию в муниципальном представительном органе. По словам Роланда Херианова, в ход уже идут не только уговоры, но и деньги. Цель закулисных интриг, по его мнению — назначить день выборов мэра Волгограда на определенную, выгодную конкретному политику дату.
Напомним, что Роланд Херианов и депутат Роман Гребенников — потенциальные кандидаты по пост мэра Волгограда на предстоящих выборах.

4. Журналисты одной из нижегородских телекомпаний, прибывшие на место происшествия, подверглись нападению врача больницы № 40 Нижнего Новгорода. Врач пыталась разбить камеру.
Журналисты пытались получить материал по фактам нарушений законодательства сотрудниками этой клиники. Они знали, что прокуратура Автозаводского района города проводит соответствующую проверку. Съемочная группа рассчитывала на получение актуальной информации.
Как стало известно агентству »НТА-Приволжье, в декабре руководству больницы № 40 стали поступать многочисленные жалобы на действия некоторых врачей лечебного учреждения. Кроме этого, в начале декабря около больницы умер мужчина. В течение нескольких часов тело умершего пролежало у дверей больницы. 17 декабря данный сюжет был продемонстрирован по одному из центральных телеканалов, добавил вице-мэр.

5. Сдвинулось с мертвой точки дело по задержанию журналистов пяти красноярских телекомпаний и инспекторов Росприроднадзора около резиденции «Сосна»: органы прокуратура Красноярского края прокуратура проводит по этому факту проверку.
Журналисты считают, что менеджеры фирмы «Инком-Сосны» превысили свои полномочия и вслед за Росприроднадзором обратились с заявлением в прокуратуру. Некоторые участники инцидента стали давали показания.
Напомним, 1 ноября на берегу Енисея рядом с коттеджным поселком «Сосна» инспекторов Росприроднадзора и журналистов во время рейда задержали сотрудники фирмы «Инком-Сосны». Представились они охранниками, никаких документов не показали и в грубой форме запретили вести съемку. Позже выяснилось, что это вовсе не охранники, а менеджеры. Проверка продлится до конца декабря, после чего прокуратура Октябрьского района сообщит прессе о результатах.

6. В Москве совершено нападение на специального корреспондента журнала «Человек и закон» Эдуарда Киташова, сообщил в эфире радиостанции «Эхо Москвы» главный редактор издания Антон Самойленков. По его словам, журналиста избили вечером 5 декабря, «нападавшие похитили портфель, в котором находились материалы журналистских расследований, а также диктофон». «Личные и ценные вещи корреспондента остались нетронутыми», — отметил Антон Самойленков.
6 декабря похищенный портфель журналиста в редакцию журнала принес «беспризорник 12 лет». «Из портфеля пропали все материалы журналистских расследований, а диктофонные записи оказались стертыми. Сам диктофон, а также удостоверение журналиста остались в портфеле», — рассказал Антон Самойленков.
Нападение на журналиста «однозначно» связано с его профессиональной деятельностью, считает главный редактор журнала. «Киташов ведет сейчас два расследования — о коррупции в транспортной милиции, и о рейдерском захвате Тольяттинского химического комбината. Вот эти две версии мы сейчас отрабатываем», — сказал Антон Самойленков.
По его словам, сотрудники милиции сначала «предложили Киташову не заводить никакого дела» о нападении и похищении материалов. Сейчас к расследованию подключился Минюст, это дает основания полагать, что «дело наберет нормальные обороты», подчеркнул Антон Самойленков.

IV. Ограничение в профессиональной деятельности журналистов и редакций, давление на прессу

Препятствия в осуществлении профессиональной деятельности журналистов на месте актуальных событий по-прежнему является одним из наиболее распространенных приемов ограничения профессиональной деятельности журналистов и редакций.
● На очередном заседании Балашовского районного собрания (Саратовская область) депутат Шалатов предложил не допускать на мероприятия, проводимые районными властями журналистов телекомпании «NCN-Балашов». 13 из 17-ти народных избранников эту инициативу поддержали. Аргументом такого решения стало «извращенное представление действий представительной власти в репортажах этой телекомпании». Съемочная группа этого СМИ была выдворена из зала заседания районного собрания.
Главный редактор телекомпании «NCN-Балашов» и депутат Балашовского собрания Елена Щербакова отсутствовала на этом заседании, он была в командировке. По возвращении Елена Щербакова попросила коллег представить протокол заседания, на котором было принято решение о дискриминации журналистов. Ей ответили, что для этого надо написать письменный запрос на имя главы района.
● Следователем прокуратуры Пятигорска завершено расследование уголовного дела в отношении Виталия Кемпинского, обвиняемого в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов.
Следствие установило: менеджер пятигорской фирмы «Акцент» Виталий Кемпинский знал, что первого ноября журналисты государственной телерадиокомпании «Ставрополье» будут производить видеосъемку телерепортажа о вырубке деревьев в городе, против чего возражали жители одного из домов. Менеджер не хотел, чтобы о конфликте между сотрудниками фирмы и жильцами дома стало широко известно, и решил помешать сотрудникам СМИ. Он заблокировал при выезде из двора «протестующего дома» автомашину, в которой находились журналисты Пятигорской студии телевидения и радиостанции «Пятая вершина» ГТРК «Ставрополье».
Следствие также установило, что менеджер стал оскорблять журналистов, а затем физически препятствовать работе телевизионщиков. Виталию Кемпинскому предъявлено обвинение в воспрепятствовании законной профессиональной деятельности журналистов (ч. 1 ст. 144 УК РФ).
Однако судебное разбирательство по факту воспрепятствования деятельности журналистов прекращено 28 декабря в связи с примирением сторон. Заявление о примирении подали в суд трое потерпевших журналистов. Дело прекращено в связи с тем, что обвиняемый по делу менеджер фирмы «Акцент» извинился перед сотрудниками Ставропольской государственной телерадиокомпании (СГТРК) и возместил им материальный ущерб.
● В Ломоносовском суде Архангельска состоялось очередное заседание по делу Павла Карпукова, который обвиняется в незаконном сбыте наркотиков. В этот день был допрошен подсудимый. Но о том, что говорилось в открытом заседании, судья Николай Усачев писать в газете до вынесения приговора запретил, сообщает газета «Правда Севера» в номере от 27 декабря

Давление на СМИ или препятствование работе журналистов — довольно распространенный случай ограничения профессиональных прав журналиста и редакций, особенно в освещения острых событий. ЦЭЖ зафиксировал такие факты, в частности, в Волгоградской области.
● Комиссия Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации приняла 6 декабря решение обратиться с запросами в Генеральную прокуратуру РФ, к руководству Южного федерального округа и в администрацию Волгоградской области с просьбой разобраться в ситуации вокруг волгоградской газеты «День за днем» и соблюдения прав журналистов в области.
Решение было принято по итогам обсуждения обращения коллектива газеты «День за днем». Журналисты жаловались на превышение сотрудниками прокуратуры Волгоградской области своих должностных полномочий и нарушения прав журналистов. По словам бывшего редактора газеты «День за днем» Андрея Шишкова, после публикации серии журналистских материалов о так называемом «деле Ищенко» (напомним, мэр Волгограда Евгений Ищенко арестован по обвинению в превышении должностных полномочий), отражавших мнение, не совпадающее с официальной позицией следствия, сотрудниками прокуратуры в редакции газеты был учинен фактический разгром, сопровождавшийся изъятием технических средств. Это повлекло фактическое прекращение выпуска газеты.
Напомним, что в связи с «делом Ищенко» в июне 2006 года без объяснений были задержаны три журналиста информационного агентства «Новый регион». Ранее, в феврале, грянул «карикатурный скандал», когда за перепечатку карикатур на пророка Мухаммеда была закрыта газета «Городские вести». После этого было возбуждено уголовное дело в отношении ее главного редактора Татьяны Каминской. В области также зафиксированы нападения на журналистов и редакции СМИ со стороны криминальных структур.
Прокуратура же Волгоградской области в начале декабря распространила в СМИ заявление о том, что в последнее время отдельные периодические издания регулярно размещают на своих страницах публикации, содержащие, по мнению прокуратуры, клеветнические сведения о сфабрикованности уголовного дела против бывшего мэра Волгограда Евгения Ищенко.

Как обычно, почта месяца приносит немало сообщений о критике в адрес прессы. Это давление может быть представлено в виде формального обращения к властям с просьбой «разобраться» с недобросовестными журналистами, в виде аналитических и оценочных работ специалистов, в виде прямых угроз или акций протеста тех, кто недоволен прессой.
● Председатель правительства Чеченской Республики Рамзан Кадыров считает недопустимыми некорректные высказывания представителей средств массовой информации в адрес президента Чеченской Республики Алу Алханова.
«Некоторые газеты позволяют себе высказываться в адрес президента Чеченской Республики, оскорблять и унижать его достоинство. На мой взгляд, подобные высказывания являются оскорблением всего чеченского народа», — заявил Рамзан Кадыров журналистам.
Речь шла о публикации в «Независимой газете» в номере от 5 декабря, в которой автор называет президента республики «хромой уткой», которая не влияет на ситуацию в регионе. «Алханов — избранный народом президент — тратит все силы на возрождение республики и успешно справляется со своими обязанностями. Мы считаем недопустимыми подобные высказывания в его адрес», — подчеркнул Кадыров. По его словам, он намерен предпринять привлечь автора этой публикации «к ответу».
● Глянцевые журналы Екатеринбурга не соблюдают требования статьи федерального закона «О рекламе», вступившие в силу с 1 июля 2006 года. К такому выводу пришли специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (УФАС).
Как сообщила агентству «Новый Регион» начальник отдела госконтроля за потребительским и рекламным законодательством УФАС Людмила Смирнягина, в списки нарушителей попали известные журналы «Сомелье», «Стольник», «Вкус», «Ле», «Современный дом и офис», «Happy», «Цена вопроса», «Екатеринбург. Европа. Азия», «Уральские авиалинии». В отношении учредителей этих печатных изданий будут применены административные штрафы. Если виновным будет признано должностное лицо (редактор), сумма штрафа составит от 4 до 20 тыс. рублей. Если виновник — юридическое лицо, то штраф вырастает: от 40 до 500 тыс. рублей. Людмила Смирнягина уточняет, что большинство нарушений связано с рекламой того или иного товара без соответствующего сообщения об этом: во-первых, не было пометок «реклама» или «на правах рекламы», во-вторых, некоторые издания не указывали информацию о своей специализации. По её словам ведомству чаще всего приходится следить за работой тех СМИ, бюджет которых практически полностью формирует реклама.
● Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) намерена усилить контроль за интернет-сайтами, которые пропагандируют наркотические средства и психотропные вещества, сообщает Информационное агентство «Новости» со ссылкой на первого заместителя директора ФСКН Александра Федорова. Он напомнил, что в настоящее время в России существует ответственность за пропаганду наркотиков независимо от того, какие средства для этого используются: печать, устное выступление или Интернет.
Об этой новости журналисты узнали в ходе работы заседания попечительского совета и оргкомитета Всероссийской антинаркотической программы «Поезд в будущее». Эта программа действует в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту на 2005–2009 годы».
● Пенсионный фонд России просит следственный комитет МВД и руководителей СМИ воздержаться от высказываний и публикаций, наносящих ущерб репутации фонда.
«Председатель правления Пенсионного фонда РФ Геннадий Батанов направил начальнику Следственного комитета при МВД и руководителям средств массовой информации официальные письма, в которых просил воздержаться от неподтвержденных высказываний и публикаций, наносящих ущерб деловой репутации фонда и создающих социальное напряжение в обществе», — сообщается в пресс-релизе фонда.
В фонде заверяют, что «все структуры и подразделения фонда работают в обычном режиме» — производятся начисления, перерасчет и выплаты пенсий, а также выдача справок и других документов. «Пенсионный фонд РФ готов и в дальнейшем сотрудничать с государственными и общественными организациями по выполнению задач, поставленных президентом России и правительством РФ», — отмечается в сообщении.
●20 декабря перед началом работы депутаты Архангельского областного Собрания отказались включить в повестку сессии вопрос, предложенный депутатом Александром Хариным. Он хотел, чтобы парламент обсудил телевизионную программу «Реальная политика» на канале НТВ, в которой, по мнению депутата, прозвучали недопустимые высказывания по отношению к региону и его власти.
Напомним, что 19 декабря депутат Архангельского областного Собрания Александр Харин в обращении к своим коллегам заявил о том, что осуждает канал НТВ за показанный сюжет об Архангельской области. Его обращение явилось реакцией на сюжет канала НТВ. «Из данного сюжета следует, что область прозябает в нищете, — заявил депутат в своем обращении, — что в Архангельске „откупаются“ от цыган, что Ненецком АО выражает готовность объединиться в единый субъект федерации не с Архангельской областью, а с Республикой Коми, что население деградирует и уже ходит в рваных штанах». Александр Харин также добавил, что показанный материал разжигает межнациональную рознь в регионе.
Однако большинство депутатов, по мнению Александра Харина, не смотрели передачу, именно поэтому проголосовали против его предложения. Депутат считает это серьезным просчетом в работе Собрания.
● Депутат Ленинградского областного законодательного собрания Виталий Климов требует наказать редакцию областной газеты «Вести» и пресс-службу собрания. Такое заявление он сделал 28 декабря в ходе заседания областного парламента. По мнению депутата, в газете некорректно были распределены места под интервью с депутатами. В частности, для интервью депутата Кирилла Полякова выделили целую газетную полосу, а для других депутатов — одну шестую полосы.
Спикер парламента Кирилл Поляков обещал «разобраться» с главным редактором «Вестей» Андреем Башниным.
● Заведующий радиоизотопной лабораторией института ядерных исследований РАН Борис Жуйков, который был приглашен в качестве гостя программы «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым», заявил, что на канале НТВ ему мешали полностью высказать свое мнение с доводами о «российском» происхождении полония −210.
Напомним, что 3 декабря темой передачи было происхождение полония −210, который врачи нашли в организме покойного Александра Литвиненко. Помимо Бориса Жуйкова, в обсуждении принимали участие бывший разведчик, депутат Госдумы Александр Лебедев, а также эксперт в области радиационной безопасности, бывший сотрудник министерства обороны Максим Шингаркин.
Как заявил Борис Жуйков в своем обращении, которое он направил в адрес радиостанции «Эхо Москвы», многие тезисы, в которых ученый хотел опровергнуть мнение об «английском» происхождении полония, ему либо не давали произнести, либо исключили из передачи при монтаже. Несколько раз, сославшись на то, что это ему «не нравится», журналист и ведущий передачи Владимир Соловьев просто останавливал запись. В своем открытом обращении Борис Жуйков приводит свое мнение полностью.
Заведующий лабораторией пытался доказать в эфире НТВ, что, по его мнению, полоний в Англию попал посредством нелегального ввоза. Борис Жуйков утверждал, что полоний в Англии достать невозможно. Производить его вне контроля государства — это значит иметь не только подпольную лабораторию, но и подпольный ядерный реактор. Кроме того, из конечной версии передачи исчезло несколько заявлений ученого о «научном подвиге» англичан, которые обнаружили полоний в организме Литвиненко. В эфир так же не попали доводы ученого о том, что в России украсть полоний −210 теоретически можно.
«У нас были абсолютно неравноправные позиции» — так описывает начальник ядерной лаборатории этот эфир НТВ с участием Александра Лебедева и Максима Шингаркина. По словам Бориса Жуйкова, как только он пытался приводить обоснованные доказательства, его сразу обрывали, а доводы затем вырезали. Оппоненты же, по мнению Бориса Жуйкова, могли высказать «какие угодно бредовые гипотезы без всяких доказательств» о том, как погиб Александр Литвиненко.

Факты отказа журналистам в получении информации — не столь редки в почте ЦЭЖ. Судебные же решения в защиту права журналистов на получение актуальной информации — пока еще редкость. Тем не менее, такой случай зафиксирован в Оренбургской области.
В Оренбургской области журналист выиграл судебный спор у мэра, отказавшегося предоставить ему информацию. Суд Советского района Орска признал незаконным отказ главы города предоставить информацию журналисту.
Напомним, что корреспондент газеты «МК» в Оренбурге" Вячеслав Дюндин обратился в суд после того, как получил от главы города Орска Юрия Берга отказ предоставить сведения о его служебном автомобиле. Запрос касался джипа Toyota Land Cruiser — журналиста интересовало, кто является собственником, за счет какой статьи бюджета и на какие деньги автомобиль приобретен, и в какую сумму обходится городскому бюджету эксплуатация автомобиля.
В ходе судебного заседания представитель ответчика заявил, что запрашиваемая информация не имеет никакого отношения к деятельности администрации Орска, так как администрация является не государственным органом, а органом местного самоуправления, о чем и было сообщено журналисту. Кроме того, в администрации сочли, что если журналист не указал в запросе, для каких целей ему нужны запрашиваемые сведения, то они и не обязаны их сообщать.
Представитель ответчика предложил суду данный журналисту ответ не считать «отказом в предоставлении информации» — по мнению чиновников, его «необходимо рассматривать как ответ без предоставления запрашиваемой информации».
Тем не менее, суд пришел к выводу, что «отказ главы города Орска в предоставлении информации на запрос журналиста газеты „МК“ в Оренбурге» Дюндина является незаконным, поскольку запрашиваемая информация относится к деятельности администрации города Орска и расходованию бюджетных средств", и обязал главу Орска Юрия Берга предоставить журналисту ответ по существу. С городской администрации также взысканы судебные расходы.

V. Иные виды давления на прессу

В этом разделе ЦЭЖ помещает сообщения о неюридическом давлении на прессу, в частности, информацию о критике деятельности редакций и журналистов, об угрозах в их адрес, об использовании административного ресурса в качестве инструмента давления на СМИ, ином давлении на представителей прессы.

● Бывший генеральный директор компании «Калининграджилстрой» Борис Родионов, признанный 5 декабря судом виновным в злоупотреблении полномочий, намерен подать исковые заявления по поводу действий калининградских журналистов, которые, по его мнению, однобоко освещали судебный процесс по его делу.
«Я уже написал заявление в прокуратуру Ленинградского района на телекомпанию „Каскад“, журналист которой в сюжете назвал меня „калининградским Мавроди“. Что это, не клевета?» — заявил Борис Родионов. По его словам, руководство телекомпании отказывается предоставлять видеозапись этого сюжета.
Напомним, что глава компании признан виновным в злоупотреблении полномочиями, в результате чего 432 калининградца, вложившие в строительство домов 170 млн. рублей, так и не получили квартиры. Судья Нина Муценберг, признав виновным Бориса Родионова, отметила, что злоупотребление полномочиями выразилось в том, что глава компании, не имея разрешительных документов на строительство домов, продолжал собирать деньги с дольщиков.
● Газета «Ва-банк» (челябинский выпуск) опубликовала сканворд, в котором слово «ислам» было зашифровано с использованием слов «свинья» и «аллах». Как сообщает информационное агентство «Ура.Ru», сканворд был напечатан в номере бесплатного еженедельника за 1 декабря. Головоломку иллюстрировало изображение свиньи.
Публикация задела религиозные чувства некоторых мусульман. «Я как мусульманин оскорблен публикацией такого сканворда, — заявил сайту „Ислам.Ру“ один из читателей. Он считает, что издатель газеты должен быть привлечен к ответственности за „издевательство“ над исламом и его символами.
По словам директора „Ва-Банк-Челябинск“ Александра Смирнова, оскорбительный для мусульман сканворд был напечатан случайно — головоломка была взята с сайта в Интернете. Александр Смирнов уже встречался с руководителем администрации духовного управления мусульман по Челябинской области Маратом Сабировым. Газета намерена опубликовать извинения.
●2 декабря в Самаре прошла внеочередная конференция регионального отделения политической партии „Родина“, на которой было создано региональное отделение политической партии „Справедливая Россия“. На конференцию не пустили журналистов без объяснения причин.
В информационном агентстве REGNUM Волга — Информ считают, что в этом случае нарушена статья 38 (Право на получение информации) Закона РФ „О средствах массовой информации“. Однако Мэр Самары 6 ноября на пресс-конференции на вопрос корреспондента агентства о закрытости партии ответил, что партия открыта для журналистов. Он предложил журналистам поверить ему и задавать вопросы.
Между тем, высокопоставленный источник сообщил агентству, что конференция прошла спокойно, делегаты проголосовали за уже фактически принятые решения.
● Московское отделение Союза православных граждан просит членов Общественной палаты дать оценку „Московскому комсомольцу“. Глава Московского отделения Союза православных граждан (СПГ) Кирилл Фролов считает, предметом рассмотрения палатой должна стать публикация Сергея Бычкова „Адская смерть святого семейства“». Он полагает, что эта статья — грязный пасквиль на погибшего священника, чья семья была заживо сожжена в его собственном доме.
● Представители компании «Интеко», принадлежащей супруге столичного мэра Елены Батуриной, заявили, что намерены подать в суд на русскую версию журнала Forbes, пишет 5 декабря газета «Коммерсант». Судебный иск, по данным издания, будет подан в том случае, если редакция журнала не раскроет «источники недостоверной информации», использованные при подготовке статьи о Елене Батуриной, опубликованной в декабрьском номере Forbes.
«Уже сейчас очевидно, что ряд фактов, изложенных в статье, искажен. От нас последует запрос в Forbes об источниках недостоверной информации. В случае если они нам не будут названы, будет подан иск против журнала»,- заявил глава пресс-службы «Интеко» Геннадий Теребков. Он также утверждает, что формат публикации в Forbes, оговоренный ранее с издательством, был изменен.
Однако главный редактор русской версии Forbes Максим Кашулинский напомнил, что по закону о СМИ «источники информации могут быть раскрыты только по решению суда». Кроме того, по его словам, редакция с «Интеко» формат публикации не согласовывала. «Мы никогда ни с кем не согласовывали форматы», — подчеркнул редактор.
●Фанаты Владимира Путина обиделись на журнал «Русский Newsweek» за карикатуру на президента и премьер-министра Михаила Фрадкова. 4 декабря в редакцию «Газеты.Ru» поступило обращение членов так называемого фан-клуба Владимира Путина, в котором молодые люди рассказывают о причинах своего конфликта с изданием. Оскорбила фанатов карикатура, на которой президент и премьер были «изображены в образе представителей молодежных фашистских организаций с палками в руках, а у Михаила Ефимовича (Фрадкова. — „Газета.Ru“) на пряжке ремня изображен не до конца видный, но легко угадывающийся знак СС».
Угадав на ремне премьера знак СС, поклонники Путина усмотрели в карикатуре Newsweek «скрытое обвинение президента и премьер-министра в том, что, внося изменения в миграционное законодательство, они преследуют некие цели фашистского характера». Фанаты Путина обратились к журналу с просьбой воздержаться впредь от публикации подобных иллюстраций.
●5 декабря 2006 года в еженедельной колонке телекритика издание «Российская газета» опубликовала обзор Юрия Богомолова, в которой, в частности, выражалось возмущение пропагандой национализма на телеканале «Культура». Внимание критика привлекла программа Виталия Третьякова «Что делать», темой которой был заявлен вопрос «Национализм — норма или патология?». Эфир программы состоялся 3 декабря.
Автор считает, что передача стала удачной попыткой обелить само понятие национализм и обращает внимание на то, что еще недавно сама мысль о такой дискуссии была неприличной. Особо запомнилось Ю. Богомолову высказывание «одной ученой и много жестикулировавшей дамы», которая «выразилась в том духе, что если отбросить погромы, так испортившие имидж „Союзу русского народа“, то явление это прогрессивное и в сущности демократическое». При этом Юрий Богомолов отмечает, что на программе Виталия Третьякова он остановился лишь потому, что это была наиболее удачная из нескольких «националистических» программ, вышедших в эфир на прошлой неделе.
●Томское региональное отделение Союза журналистов России выражает крайнюю обеспокоенность тем, что часть томского медийного сообщества во время следствия по делу мэра Томска осознанно или неосознанно выступает инструментом давления на общественное мнение в руках защиты экс-мэра Александра Макарова. Об этом сообщается в распространенном 15 декабря заявлении томского Союза журналистов.
«Сегодня отсутствием у правоохранительных структур навыков работы со СМИ в экстраординарных ситуациях блестяще пользуются те, кто знает, как манипулировать журналистами, — отмечается в заявлении. — Убеждены, что в этой ситуации СМИ должны не просто „стараться“ максимально объективно и оперативно информировать аудиторию о событиях, но и быть объективными в самом деле, проверять предоставляемую информацию, проводить самостоятельные журналистские расследования».
Напомним, что 15 декабря СМИ распространили заявление арестованного экс-мэра Томска Александра Макарова, в котором он обозначил свою позицию по возбужденному в его отношении уголовному делу.
Напомним, что 12 декабря прокуратура предъявила арестованному и отстраненному от должности мэру Томска Александру Макарову обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями, соучастии в преступлении и вымогательстве в целях получения имущества в особо крупном размере.
●Профессионально-этический
кодекс журналистов стал темой обсуждения на очередном открытом заседании Белгородского областного пресс-клуба. Разработка этого документа продиктована необходимостью определения этических стандартов деятельности журналистов. Как рассказал, предваряя обсуждение рабочей редакции Кодекса, декан факультета журналистики Белгородского государственного университета Александр Короченский, база саморегулирования прессы, существующая на настоящий момент в России, значительно устарела и содержит в основном общие и неконкретные понятия.
Документ содержит такие разделы, как социальная ответственность журналиста, его этичность, точность и достоверность информации и др. «Это не абстрактный Кодекс чести, а руководство к действию», — заявил Александр Короченский.
Основные положения Кодекса вызвали бурное обсуждение. Не было сомнений только в одном — необходимости существования такого документа, который поможет поднять в глазах общественности журналистское сообщество. В Кодексе закреплена ответственность журналиста перед источниками информации, перед читателями, перед коллегами. Первая версия профессионально-этического Кодекса разослана во все региональные СМИ. Ко Дню печати — 13 января — планируется открыть документ для подписания. До этого его еще предстоит дополнить правками и заключительными положениями.
●Государство должно создать организации, которые будут наблюдать за СМИ: что говорят и о чем. Такое мнение высказал заместитель председателя комиссии по здравоохранению Городской Думы Нижнего Новгорода Юрий Ежов в ходе заседания круглого стола, названного «Свобода слова или психическое здоровье общества? — Ложная альтернатива. Как нам защититься от манипулирования общественным мнением и психологической агрессии, не ограничивая свободу слова?».
«Каждый день по телевидению показывают одни убийства, драки, а где художественные фильмы про учителя, врача?», — задал он риторический вопрос. По его словам, государство должно ограничивать людей в совершении некоторых поступков и формировать идеологию, а СМИ — доносить ее до населения.
Напомним, что заседание круглого стола состоялось в Нижнем Новгороде 12 декабря.
В ходе круглого стола участники обсудили следующие вопросы. Реально ли свести к приемлемому минимуму негативные последствия воздействия ТВ на индивидуальную психику и массовое сознание, не ограничивая при этом свободу слова? Кто и в какой мере должен регламентировать и контролировать качество и содержание телевизионных программ, дабы минимизировать возможности наступления негативных последствий от их просмотра? Каковы конкретные меры законодательного регулирования, которые можно принять, не ограничивая при этом свободу слова? Кто и как должен осуществлять и координировать работу по формированию навыков минимизации негативных последствий просмотра телепрограмм? Кто и как должен учить нас и наших детей правильно смотреть телевизор, не подвергая при этом психику излишнему риску?
● Медики в декабре призывали журналистов прекратить осаду 6-й городской больницы Москвы, где проходил обследование Дмитрий Ковтун
Напомним, что этот пациент является одним из главных свидетелей по делу об убийстве бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Руководитель Федерального медико-биологического агентства Валентин Уйба заявил, что представители СМИ пытаются проникнуть на территорию больницы. Это, по его словам, «вызывает ненужную нервозность в работе персонала больницы и является вторжением во внутренние дела пациентов».
●Глава МИД РФ Сергей Лавров отмечает стремление некоторых сил за рубежом рисовать образ России в темных тонах и призывает журналистов к объективности в оценках.
«Безусловно, наблюдаем стремление этот образ рисовать искусственно в темных тонах. О примерах не буду говорить, они у всех на слуху, но примеры действительно разительные», — сказал глава МИД РФ, отвечая на пресс-конференции по итогам года на вопрос о том, как изменился образ России за рубежом за прошедший год.
По словам министра, схожие события в России и других странах, будь то в уголовной сфере или в сфере коррупции, описываются очень контрастно. «Если какие-то события, относящиеся к этим сферам, на Западе беспристрастно комментируются день-два, а потом сходят со страниц газет и с экранов, то в отношении России такого не происходит. Более того, события годовой или двухлетней давности начинают вспоминаться и раскручиваться», — отметил глава российского МИД.
Он подчеркнул, что не имеет ничего против того, чтобы журналисты стремились сохранить собственное право на изложение оценок. «Но мне кажется, что все-таки объективность должна оставаться критерием таких оценок, и рассчитываю, что наше с вами общение будет этому способствовать», — сказал Лавров.
Российский министр иностранных дел отметил, что очень спокойно относится к происходящему. По его словам, это может являться отражением тенденций мирового развития, в том числе и тенденции к извечной конкурентной борьбе, стремления ослабить конкурента, заставить его сосредоточиться не на самых главных проблемах.
●Директор ФСБ и глава Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Патрушев объявил 19 декабря фактически крестовый поход против шпионов, инициативников и их прикрытий в лице «многочисленных международных фондов и организаций, связанных с Россией», а также — против ряда СМИ. На встрече с руководителями ведущих российских масс-медиа он сообщил, что в 2006 году по отношению к РФ была зафиксирована деятельность 40 иностранных спецслужб. Об этом сообщает издание «Газета».
●Комментируя в прямом эфире Радио «Радонеж» недавний судебный процесс, в ходе которого журналисту из «Московского комсомольца» Сергею Бычкову было отказано в удовлетворении его иска против протоиерея Всеволода Чаплина, отец Всеволод отрицательно оценил политику редакции газеты, тенденциозно, по его мнению, освещающей жизнь Церкви.
«Вспомним, что еще в 1997 году Святейший Патриарх и Священный Синод осудили ряд публикаций в этой газете, сказали, что в них содержится ложь и клевета, сказали, что люди, ответственные за эти публикации, могут столкнуться с церковными прещениями», напомнил отец Всеволод.
На вопрос ведущего радиопрограммы, почему же в таком случае в Общественную палату РФ был приглашен главный редактор этой газеты, которому даже поручили руководить комиссией Палаты по вопросам этики СМИ, отец Всеволод ответил: «Да, это странно, и я думаю, что члены Общественной Палаты должны спросить своего коллегу о том, где все-таки у него нравственная мерка».
«Я глубоко убежден, что брать эту газету в руки — грех. Покупать ее, читать, передавать ее — грех, и нам нужно об этом помнить», считает отец Всеволод.
● В России невозможно отстоять права журналистов, считает житель Волгограда Анатолий Карман, выигравший недавно дело в Европейском суде по правам человека у России.
Поводом для жалобы в европейскую судебную инстанцию послужило решение Советского районного суда Волгограда от 10 августа 2001 года, которым был удовлетворен иск о защите чести и достоинства редактора газеты «КолоколЪ» Станислава Терентьева к концерну «Городские вести» и Анатолию Карману. Повод для иска — статья «В слепом угаре», опубликованная в газете «Городские вести» в сентябре 1994 года, в которой Терентьев был назван «местным неофашистом».
Газета «Колоколъ» систематически печатала материалы экстремистского и антисемитского содержания. Редактор также не стеснялся цитировать Гитлера. Однако он утверждал, что данная ему характеристика в статье «В слепом угаре» не соответствовала действительности и опорочила его.
Материалы газеты «КолоколЪ» неоднократно комментировались как в местной, так и в общероссийской прессе, при этом им давалась единодушная и однозначная оценка как экстремистских и профашистских.
Кроме того, они были предметом рассмотрения в Судебной палате по информационным спорам при Президенте РФ. Согласно экспертному заключению Судебной палаты « 1 (5) от 20 января 1995 года авторы газеты „КолоколЪ“ активно используют признак национальной принадлежности с очевидной целью пропаганды антисемитизма, газета используется в целях разжигания социальной и национальной нетерпимости и розни. Экспертное заключение было направлено в Генеральную прокуратуру РФ, которая затем возбудила в отношении Терентьева уголовное дело по соответствующей статье УК РФ.
В ходе расследования этого дела были проведены четыре экспертизы. В ходе дополнительного расследования Волгоградская областная прокуратура уголовное дело в отношении Станислава Терентьева прекратила, сославшись на заключение местных экспертов, которые в материалах газеты „КолоколЪ“ ничего предосудительного „не усмотрели“.
Гражданское дело по иску Терентьева неоднократно рассматривалось в различных судебных инстанциях. На протяжении 1995–2000 годов суд первой инстанции дважды удовлетворял иск Терентьева, однако эти решения отменялись вышестоящими судебными инстанциями.
Последним решением суда от 10 августа 2001 года исковые требования были снова удовлетворены: в пользу истца с ответчиков было взыскано 30 тыс. рублей в возмещение „морального вреда“.
Это решение было оставлено в силе Волгоградским областным судом, а все надзорные жалобы ответчиков были отклонены, после чего Анатолий Карман и обратился с жалобой в Европейский суд.
Постановлением Европейского суда от 14 декабря 2006 года было признано, что судебные власти РФ нарушили право журналиста Анатолия Кармана на свободу выражения мнения, предусмотренное статьей 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В пользу заявителя с Российской Федерации взыскано 1000 евро.
●Прокурор Республики Карелия Олег Дупак дал ответ на запрос регионального Союза журналистов относительно желания администрации главы республики ограничить доступ в стены исполнительной власти тех журналистов, которые не имеют аккредитации при правительстве Карелии. По мнению Союза журналистов Карелии, данное требование администрации противоречит нормам федерального законодательства.
Как сообщили корреспонденту Lenizdat.ru в карельском Союзе журналистов, прокуратура республики провела проверку. В частности, был направлен запрос в администрацию главы республики. В ответ на прокурорский запрос представители администрации сообщили, что „журналисты, не имеющие аккредитации при правительстве Карелии, получают доступ в здание правительства республики по пропускам, выписываемым при предъявлении документа, удостоверяющего личность“.
Отметим, что Олег Дупак, обращаясь к председателю Союза журналистов Анатолию Цыганкову, подчеркнул, что в случае нарушения прав журналистов на посещение органов государственной власти просит незамедлительно информировать органы прокуратуры для принятия мер по пресечению нарушений действующего законодательства.
Напомним, что по редакциям карельских СМИ было разослано письмо-предупреждение, что тех сотрудников СМИ, которые не имеют аккредитацию, не станут пропускать в здание правительства республики. Союз журналистов Карелии посчитал незаконными данные действия и обратился к прокурору.

VI. Судебные преследования редакций, юридическое давление на прессу

Около 20 случаев судебного преследования и иного юридического давления на прессу наблюдал ЦЭЖ в декабре. Как и прежде, в большинстве случаев судебные разбирательства имеют отношение к защите чести, достоинства и деловой репутации.
●Председатель Саратовской областной избирательной комиссии Владимир Мустафин обратился в суд с иском на еженедельник „Время“. Он не согласился с материалом, опубликованным в газете 20-го ноября — „Абсурдная свобода. Пресс-службы различных чиновников работают не на предоставление, а на сокрытие информации“.
Главный редактор газеты „Время“ Петр Красильников, сообщает „СаратовИнформ“, пояснил, что главу комиссии задела редакционная позиция по оценке открытости чиновников для СМИ. Оценивая эту открытость, редакция просила пресс-службу облизбиркома предоставить для обнародования информацию об итогах выборов в органы муниципального самоуправления, прошедших 9-го октября прошлого года. На запрос информации облизбирком не ответил и только после обращения редакции в прокуратуру запрашиваемые сведения поступили.
Владимир Мустафин считает, что распространение недостоверных, ложных сведений приносит ему „личные душевные страдания, вызывает напряженность в отношениях с близкими людьми, также нанося им неоправданные страдания“.
● 12 декабря городской суд Горно-Алтайска (Республика Алтай) отказал в удовлетворении искового заявления о защите чести, достоинства и деловой репутации и об опровержении сведений, не соответствующих действительности, поданного директором Алтайского государственного природного заповедника (АГПЗ) Вячеславом Тригубовичем к местному журналисту Дмитрию Кобзеву и учредителю газеты „Листок“ Сергею Михайлову.
Истец требовал от автора статьи и учредителя газеты опровергнуть якобы несоответствующие действительности и порочащие его сведения, а также принести публичные извинения на страницах газеты. Помимо этого Вячеслав Тригубович потребовал взыскать с ответчиков 100 тыс. рублей в качестве компенсации морального вреда.
Поводом для иска стала статья Дмитрия Кобзева, опубликованная еженедельником „Листок“ 14 июня 2006 года. В статье шла речь о конфликте между администрацией заповедника и жителями поселка Яйлю, расположенного на территории АГПЗ. Жители поселка на протяжении нескольких лет обращались в органы власти с просьбой уволить Тригубовича, жалуясь на его жестокость, самоуправство. В течение последних лет на территории заповедника произошло несколько громких преступлений — убийство, покушение на убийство, поджог конторы заповедника, взрывы катеров.
По мнению автора, моральная ответственность за сложившуюся конфликтную ситуацию лежит на директоре заповедника, который своими непрофессиональными управленческими решениями создал в заповеднике негативную ситуацию. Дело дошло до того, что озлобленные участники конфликта стали совершать уголовно наказуемые деяния. По мнению Дмитрия Кобзева, конфликт повлек криминальные и политические последствия.
Журналист считает, что истец требовал опровергнуть мнения и суждения. Дмитрий Кобзев отметил, что мотивированное решение суда еще не изготовлено, но судья Светлана Черданцева, видимо, приняла во внимание европейскую практику, оценила роль и задачи СМИ в обществе, а также предоставленные ответчиками доказательства. В результате она приняла решение отказать в удовлетворении исковых требований директора в полном объеме.
● Футбольный клуб ЦСКА подал иск в суд, предъявляя претензии к популярной газете „Советский Спорт“ и ее обозревателю Василию Уткину. Причиной иска стала статья журналиста „Игры, которые мы заслужили“, посвященная матчу чемпионата России „Ростов“ — ЦСКА. Автор утверждает, что игра носила явно договорный характер.
● Октябрьский районный суд Улан-Удэ рассмотрел гражданское дело по иску мэра Геннадия Айдаева к обществу с ограниченной ответственностью „Тори-Пресс“ о защите чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда.
Мэр обратился в суд с просьбой обязать ООО „Тори-пресс“ признать не соответствующими действительности, порочащими его честь, достоинство и деловую репутацию сведения, изложенные в статье „Готовится митинг против политики мэрии“, опубликованной в газете „Номер один“ (№ 34 за 23 августа 2006 г.).
Суд решил исковые требования мэра удовлетворить частично. Опубликованные в статье утверждения „Геннадий Айдаев хочет отправить людей жить на свалку“, „Скоро слова „город Айдаева“ и „город бомжей“ станут синонимами“ признаны судом не соответствующими действительности, порочащими честь, достоинство и деловую репутацию Геннадия Айдаева. Суд обязал ООО „Тори-пресс“ опубликовать в ближайшем выпуске газеты „Номер один“ опровержение указанных сведений и взыскал с ответчика в пользу исца компенсацию за моральный вред в размере 10 тысяч рублей.
Решение суда вступило в законную силу.
● Пермский журналист Олег Голубев подал в суд исковое заявление, в котором предъявляет претензии к ряду газет, а также режиссеру и члену партии „Единая Россия“ Станиславу Говорухину, назвавшего жителей Пермского края идиотами из-за результатов выборов в Законодательного собрания края. Напомним, что на этих выборах Союз правых сил (СПС) занял второе место, что оказалось сенсацией и потрясением для функционеров „Единой России“. Журналист намерен организовать массовую подачу исков к „единороссу“ Станиславу Говорухину от пермяков. Поэтому журналист обратился к пермским СМИ с просьбой опубликовать копию его искового заявления.
●Октябрьский районный суд Архангельска, рассмотрев иск мэра Архангельска Александра Донского к губернатору области Николаю Киселеву и редакции газеты „Северный комсомолец“, отказал истцу в защите деловой репутации.
Напомним, что в декабре мэр Архангельска обратился в суд для защиты своей деловой репутации. Донского возмутили сведения, опубликованные 24 ноября в газете „Северный комсомолец“ в интервью „Губернатор Николай Киселев: я самое заинтересованное лицо в развитии региона“. Мэр посчитал содержащие сведения не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию мэрии и потребовал редакцию газеты опубликовать опровержение. Представители ответчика в ходе первого судебного заседания, которое прошло 13 декабря, с этим не согласились.
В ходе второго судебного заседания, прошедшего 26 декабря мэру вновь было отказано в иске. Судья Валентина Оборина, рассматривающая дело, отказалась от комментариев. Сам Александр Донской намерен опротестовать решение суда.
●Псковская городская Дума направила в городской суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации по факту ряда публикация в первом номере газеты „Новый Псков“. Исковые требования предъявлены к учредителю издания, муниципальному служащему Валерию Воробьеву.
Недовольство депутатов вызвала, в частности, публикация „Безответственные“, в которой, по мнению заявителей, были распространены недостоверные сведения, касающиеся работы Псковской городской Думы третьего созыва, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию представительного органа.
В частности в материале содержалось утверждение, что „нынешняя Дума заслуживает звание самой безответственной в истории нашего города“. Автор публикации указывает на то, что депутатское большинство: оставило город без утвержденного бюджета на 2005 год. Он также утверждает, что депутаты причастны к тому, что летом 2005-го в домах стала отключаться горячая вода, псковичи лишились права напрямую выбирать мэра города, приняв „антинародный“ устав.
По мнению заявителей, данные и некоторые иные высказывания, являются не достоверными, не соответствующими действительности и ничем не подтвержденными. Так как депутаты Псковской городской Думы на указанные вопросы оперативно реагировали и принимали соответствующие решения на сессиях.
Депутаты просят суд обязать учредителя и главного редактора газеты „Новый Псков“ Валерия Воробьева опровергнуть не соответствующие действительности сведения, а также принести публичные извинения перед депутатами Псковской городской Думы за распространение недостоверных сведений.

В декабре поступила новая информация об уголовном преследовании журналистов.
● Октябрьский районный суд Архангельска вынес окончательный приговор по „делу журналиста Ильи Азовского“. Приговор первой инстанции оставлен без изменений: один год лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении. Осужденный имеет право обжаловать решение суда.
Напомним, что 31 октября 2006 года мировой судья признал экс-редактора газеты „Правда Северо-Запада“ Илью Азовского виновным в клевете на депутата Госдумы Владимира Крупчака.
В августе депутату областного собрания Архангельской области и экс-главному редактору одной из ведущих местных газет „Правда Северо-Запада“ Илье Азовскому областная прокуратура предъявила обвинение в клевете. Поводом для разбирательства стал материал „Крупчак кинул Ющенко“. В нем утверждалось, что депутат Госдумы Владимир Крупчак пообещал в период выборов президента Украины кандидату Ющенко за крупную сумму денег организовать встречу с Владимиром Путиным, однако обещания не выполнил.
За день до выдвижения обвинений Илья Азовский собрал пресс-конференцию, в ходе которой возложил ответственность за текст статьи на группу „Базовый элемент“ Олега Дерипаски. Бывший главный редактор заявил, что текст писал не он и извинился перед Владимиром Крупчаком. Владимир Крупчак, как выясняется, извинений журналиста не принял.
Депутат Госдумы Владимир Крупчак до своего избрания в нынешний созыв нижней палаты российского парламента был председателем совета директоров „Архангельского ЦБК“.
Эксперты связывают обвинения Азовского с конфликтом собственников Архангельского ЦБК. Основным собственником является австрийская компания, которая, как считается, связана с Владимиром Крупчаком, миноритарным акционером фирмы „Континенталь-менеджмент“ (дочка „Базового элемента“).
За последние месяцы это не первое судебное разбирательство по поводу обвинений в клевете, в котором фигурируют Владимир Крупчак и „Базовый элемент“.
Напомним, что 7 июня 2006 года Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу Владимира Крупчака, который оспаривал решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, признавших ведущего передачи „Отдел Х“ на ТВЦ Евгения Толстых и самого Крупчака виновными в распространении недостоверных сведений об ООО „Базовый элемент“ и ООО „Лесопромышленная компания „Континенталь Менеджмент“. Осенью „Континенталь-менеджмент“ отказалась от претензий к Крупчаку по поводу телепрограммы.
● Саратовская прокуратура возбудила уголовное дело по факту публикации статьи в газете „Саратовский репортер“, в которой содержалась информация о доходах вице-спикера Госдумы и секретаря президиума генсовета „Единой России“ Вячеслава Володина.
В статье, озаглавленной „Володин работает в ОАО „Импэксбанк“?“ утверждалось, что чиновник „незаконно владеет банковским вкладом в размере, превышающем 635 тысяч рублей, с которого не платятся налоги“.
После выхода статьи Вячеслав Володин пожаловался в Генеральную прокуратуру, потребовав привлечь редактора газеты Сергея Михайлова к ответственности „за незаконное разглашение и использование сведений, составляющих налоговую и банковскую тайну“ (статья 183 Уголовного кодекса РФ). После проверки уголовное дело по этой статье действительно было возбуждено, при этом редактор газеты рассматривается следствием в качестве одного из подозреваемых.
Между тем Сергей Михайлов заявляет, что „не имел права молчать“, узнав о „возмутительных фактах“ из прошлого высокопоставленного „единоросса“. По словам редактора, его газета настаивает на том, чтобы прокуратура „дала ответы на поставленные в статье вопросы“.
●Ленинский суд города Иванова оставил без изменений приговор мирового суда Ленинского района, признавшего редактора сайта „Курсив“ Владимира Рахманькова виновным в оскорблении президента РФ Владимира Путина.
В октябре этого года мировой суд рассмотрел уголовное дело редактора ивановской Интернет-газеты „Курсив“ Владимира Рахманькова по обвинению в оскорблении должностного лица — президента РФ Владимира Путина, возбужденное областной прокуратурой. Владимир Рахманьков был признан виновным и приговорен к штрафу в 20 тысяч рублей.
Уголовное дело было возбуждено сразу после того, как Владимир Рахманьков 18 мая опубликовал в Интернете статью „Путин как фаллический символ России“, где в сатирической форме был отображен один из тезисов послания президента Федеральному собранию — о необходимости увеличения рождаемости в России.
Областная прокуратура сослалась на мнение экспертов-лингвистов, которые обнаружили в тексте признаки оскорбления должностного лица. Эксперты сочли, что словосочетание „фаллический символ“ по отношению к главе государства оскорбительно. Теперь приговор в отношении Владимира Рахманькова вступил в законную силу. Но еще раньше — уже в третий раз — был закрыт сайт „Курсива“ в интернете. Очередной провайдер отказал Рахманькову в предоставлении услуг по размещению им электронных публикаций.
●“В отношении меня опять возбудили уголовное дело», — заявила 19 декабря журналистам главный редактор информационного агентства «Псковское бюро новостей» Ирина Тихонова.
Она рассказала, что 19 декабря ее вызвали на допрос к дознавателю в УВД города Пскова, который объявил, что в соответствии с заявлением, подписанным губернатором Псковской области Михаилом Кузнецовым, в отношении неё возбуждено уголовное дело. Как Тихонова смогла понять из объяснений дознавателя, Михаил Кузнецов в своем заявлении утверждает, что журналистка оскорбила губернатора Псковской области и нанесла вред его деловой репутации.
Оскорбление заключается в том, что в одной из своих публикаций, Ирина Тихонова усомнилась, что губернатор Михаил Кузнецов возглавит партийный список «Единой России» на мартовских выборах в Псковское областное Собрание. «Это уже четвертое уголовное дело по заявлениям губернатора Михаила Кузнецова в отношении меня, надеюсь, что оно закончится так же, как и предыдущие», — пояснила Ирина Тихонова.
Некоторые информационные агентства опубликовали интервью лидера «Единой России» Бориса Грызлова, в котором он заявил, что партийный список «Единой России» на выборах в Псковское областное Собрание в марте 2007 года возглавит глава псковских «единороссов», депутат Государственной Думы РФ Алексей Сигуткин.
Напомним, в мае 2006 года по личным заявлениям Михаила Кузнецова, в отношении Ирины Тихоновой было возбуждено три уголовных дела. Два из них прекращены «за отсутствием состава преступления». Дело по публикации обидного для губернатора прозвища приостановлено, а уголовное преследование по делу прекращено в связи с тем, что лингвистическая экспертиза показала, что использованное Ириной Тихоновой словосочетание не является оскорблением.
●24 декабря Останкинский районный суд Москвы признал Первый канал виновным в клевете в адрес движения «За права человека» и его лидера Льва Пономарева. Теперь телеканал обязан в эфире программы «Время» опровергнуть ложную информацию и выплатить правозащитникам моральный ущерб в размере 5 тыс. рублей.
Поводом для иска, выдвинутого движением «За права человека» Первому каналу, послужил сюжет «Правозащитники расследуют милицейскую операцию в Благовещенске. Изнанка кампании», который был показан в программе «Время» 11 декабря 2005 года. Как говорится в заявлении правозащитников, в сюжете содержались сведения, порочащие деловую репутацию их движения, а также были выдвинуты обвинения в подкупе судей, прокуроров, следователей, провоцировании «оранжевой революции» в Башкирии, в корысти и различных махинациях.
Останкинский суд обязал Первый канал до 20 января 2007 года сообщить в программе «Время», что приведенные ими ранее данные не соответствуют действительности. Кроме того, телеканал должен выплатить лидеру движения Льву Пономареву 5 тыс. рублей компенсации морального вреда.
Как рассказал «НИ» Лев Пономарев, согласно закону о СМИ, он сначала предусмотрительно написал письмо в руководство Первого канала с просьбой предоставить ему возможность выступить в эфире со своей версией событий. Однако, так и не получив ответа, правозащитник подал иск в Останкинский районный суд. Кстати, тогда же аналогичная информация появилась и в ряде печатных СМИ, однако все они дали слово правозащитнику или поместили опровержение.
● В Астраханской области вынесен приговор редактору газеты экстремистского характера
Приговором суда Игорь Могилев был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, совершенные с использованием средств массовой информации) и ч.1 ст.282 УК РФ (возбуждение национальной ненависти либо вражды).
Как установлено приговором Знаменского городского суда Астраханской области, с декабря 2005 года Игорь Могилев распространял на территории закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) Знаменска газету «Я русский», редактором которой он являлся, а также печатные издания «Церберы свободы» и «Morituri departament» («Идущие на смерть»).
Как следует из заключения комплексного исследования, данные печатные издания направлены на возбуждение ненависти и вражды, унижение чести и достоинства лиц не славянской национальности. Тексты статей содержали призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Уголовное дело расследовала прокуратура Знаменска, государственное обвинение поддерживал прокурор города. По совокупности преступлений окончательно назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении.

Почта ЦЭЖ содержит также сообщения о внесудебном юридическом преследовании СМИ.
● Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Томской области 11 декабря возбудило дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 и пункта 2 части 4 статьи 14 федерального закона «О рекламе» в отношении ФГУП "Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Томск». Как 13 декабря сообщили корреспонденту Информационного агентства REGNUM в региональном УФАС, нарушения законодательства о рекламе обнаружили на телеканале «ТВ-Томск», где ГТРК размещает собственные телепередачи и рекламу.
Признаки нарушения законодательства РФ о рекламе, согласно акту, составленному специалистами Томского УФАС России, обнаружены на основании просмотра видеозаписи телеканала «ТВ-Томск», транслируемой 8 декабря 2006 года. Телепередача «Клаксон», была прервана рекламой без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы четыре раза. Кроме того, эту телепередачу два раза прервали рекламой с предварительным сообщением о последующей трансляции рекламы. В содержании выше перечисленной рекламы отсутствует указание на то, что реклама является спонсорской.
● В 2006 году Росохранкультура провела 603 плановых проверки среди СМИ — лицензиатов, а также 161 внеплановую проверку. Об этом, как передает корреспондент «Росбалта», сообщил журналистам руководитель этой службы Борис Боярсков.
Он отметил, что по итогам проверок было выявлено около 300 нарушений и вынесено около 240 предупреждений. Наиболее типичное нарушение, по словам чиновника, состоит в том, что СМИ заключает договор с сетевой компанией, а вещание не ведет и рабочих мест не создает.
У различных СМИ изъято 4 лицензии. По словам Бориса Боярскова, зафиксировано 32 случая разжигания расовой и национальной розни и ксенофобии, подано 2 иска в суд на лишение регистрации. «Мы также очень плотно работали со СМИ, которые называются эротическими. Их было 116, а стало 104», — сообщил Борис Боярсков.

Тип события

Количество случаев

Нападения на журналистов

1 — Волгоградская обл.
1 — Нижегородская обл.
1 — Москва

Погибшие журналисты

Задержания и аресты журналистов

1 — Пермская обл.
1 — Псковская обл.
1 — Читинская обл.
1 — Свердловская обл.

Юридическое и судебное преследование журналистов

3 — Саратовская обл.
1 — Ивановская обл.
2 — Архангельская обл.
1 — Республика Алтай
1 — Томская обл.
2 — Республика Хакасия
2 — Псковская обл.
Москва
1 — Республика Бурятия
1 — Пермский край
1 — Астраханская обл.

Иные формы давления на редакции и журналистов

6 Москва
1 — Челябинская обл.
1 — Самарская обл.
1 — Чувашская Республика
1- Белгородская обл.
1 — Томская обл.
1 — Нижегородская обл.
1- Волгоградская обл.
1- Республика Карелия

Ограничение доступа к информации

1 — Оренбургская обл.
1 — Чеченская Республика
4 — Москва
1 — Саратовская обл.
1 — Волгоградская обл.
1 — Свердловская обл.
1 — Ставропольская обл.
1 — Архангельская обл.
1 — Ленинградская обл.
1 — Архангельская обл.

Пропавшие без вести

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)


просмотров: 7209 | Отправить на e-mail

  комментировать

добавление комментария
  • Пожалуйста, оставляйте комментарии только по теме.
имя:
e-mail
ссылка
тема:
комментарий:

Код:* Code
я хочу получать сообщения по е-почте, если комментарии будут поступать еще

Powered by AkoComment Tweaked Special Edition v.1.4.6
AkoComment © Copyright 2004 by Arthur Konze — www.mamboportal.com
All right reserved

 
< Пред.   След. >